Школьные психологи.  

Да ребята побывал я в этой шкуре. Продержался на удивление долго – полтора года, потом плюнул и ушел. Психологи, которые были до меня, смогли продержаться не больше нескольких месяцев. Такие вот дела. Личные впечатления от этой работы я описывать не буду, но всех школьных психологов, которые работают хорошо, можно поделить на три категории: студенты, психически нездоровые и фанатики, которых, собственно отнести и ко второй группе. Причин этого несколько:
1. Зарплата – а собственно, чего вы ожидали от государства. Как психологу заработать 1000$? Способ первый – провести трехдневный тренинг в какой-нибудь фирме; способ второй – работать психологом в школе от полугода до года. Выбор за вами.
2. Обязанности – я до сих пор не представляю, что я должен был делать на работе и чем заниматься. Да, личное консультирование – никуда не денешься. А все остальное? Групповая работа – не факт. Диагностика – чего? Я один, детей от сотни до тысячи, да еще для каждого второго преподавателя в психушке койка заказана. Никто не знает, что точно должен делать психолог, какие бумажки заполнять (кстати, вот этого везде навалом), и как его собственно проверять (у меня смех был – я должен был провести группу – меня должны были проверять зауч и воспитатели, ну и как они меня со своими акцентуациями и неврозами могут оценить, причем, у каждого контрперенос?). Не знаю, может в Герцена этому, и учат, но у нас точно нет (в СПбГУ).
3. Свой среди чужих или чужой среди своих. Количество психологов. Один врач на тысячу прокаженных, большинство из которых не хотят лечиться – я имею ввиду преподов (какой здоровый человек, кроме студента, пойдет на работу, где платят копейки, а никакой; кстати, в Пушкине районная дума приняла решение не брать студентов на должности психологов и преподавателей – сами голову в петлю суют). Я работал в школе-интернате, там это очевидней, т.к. исключается фактор родительского воспитания. Одна ставка психолога. Не знаю кто страшнее: преподаватели или воспитатели? Наверное, вторые. Пример: как-то в первый раз пришел я на, как это называется, педагогическое собрание – ушел с головной болью и сомнением, что эти «люди» умеют общаться нормально, да даже не то, чтобы нормально, а без повышенных тонов. Ощущение, что все вокруг глухие. Целая система по созданию будущих преступников и попрошаек, а потом удивляются, почему дети из интерната убегают бомжевать? На их месте и я бы убежал. Я не говорю об эмоциональном насилии, не говорю о переносах и контрпереносах (меня, кстати, многие «взрослые» прямо ревновали к детям), но даже физическое, сексуальное насилие – это норма и, самое главное, все к этому относятся нормально. О правах детей и конвенциях там давно не слыхали. Так, что он один может против системы? Неверите? Почитайте Н.О. Зиновьеву, Н.Ф. Михайлову «Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации» (СПб: Речь, 2003).
4. Добавление к вышеизложенному – сопротивление и статус психолога. Попробуй преподавателя пригласить на тренинг – ему это надо? И мне, на его месте не надо, если конечно работа – не второй дом, что часто бывает, отсюда и переносы. За две тысячи, да еще и задержатся на тренинг – извольте. Это первое. Второе – программа или попробуй возьми для исследования ученика с урока. У него программа, у меня программа. Ему отчеты и мне отчеты – может на пополам его?
5. Казусы машины. Пример: мальчика изнасиловали в интернате, он сбежал, его поймали в тот же интернат и засадили, ясное дело после реабилитационного центра, где он стал похож на мальчика снова (благодаря моим знакомым), после распределителя, но это ничего не меняет. Это реальный случай.
Вот вам реальная ситуация так, что все, что писал Рубен Давид Гонсалес Гальего в своей книге «Белое на черном» правда – сам видел.
Мое видение выходов из ситуации:
1. Утопия. Само государство должно осознать, что оно вообще-то растит свое будущее – детей, и к этому так безалаберно относится просто самоубийственно глупо.
2. Далее конкретные меры. Сегодня мало поднять учителям и воспитателям зарплаты – нужен строгий профотбор, довольно жесткий. Далее постоянное супервизество, обучение и психотерапия преподавателей.
3. Одним психологом тут не отделаешься. И для них тоже, необходимо обучение, супервизество, психотерапия. А еще точное разграничение обязанностей, критерии проверки эффективности, а не бумажки для отчетности, профотбор. Короче, определитесь, а собственно нафига вам в школе психолог-то? Необходимо также точно определить статус психолога, а не так, чтобы он там с боку припеку, есть и хорошо, тоже для отчетности.
Вот это для начала. Я не говорил тут о количестве человек в классах и всяких таких штуках – это мне кажется дело второе.
Пишу и думаю: недосягаемый рай. Как показывает практика, там, где государство, хоть миллиарды суй, хоть самых лучших специалистов туда направляй, а все равно хаус, развал, простите – жопа. Вот такое у нас государство. Я уже с ним связываться не хочу – то, что как-нибудь давайте без меня, а я лучше тренинги в фирмах за 1000$. И дело даже не в деньгах, а в том, что надоело головой о стенку биться и чувствовать себя никому не нужным дерьмом.
Думаю везде все также, но здесь хочу конкретно сказать, что Пушкинская администрация – это сборище идиотов, я даже не говорю, что у них ничего добиться нельзя, они часто принимают решения от тупости, которых можно сочинять анекдоты. Выше я писал про то, что они запретили набор студентов на должности преподавателей и психологов – в школах, интернатах недобор, и в правду, какой здоровый человек пойдет туда работать (кроме студентов, у которых свои мотивы) за такие деньги? – еще раз, ДА НИКАКОЙ. Короче, заявляю прямо: господа чиновники Пушкинской администрации идите лучше в дворники – это у вас, если будете стараться, получится лучше, а решение профессиональных вопросов оставьте профессионалам.


На главную
Напишите мне

Hosted by uCoz